Самые психоделические картины в истории кино.
Несмотря на то, что рок-музыка, кино и внутренние голоса пропагандируют наркотики круглые сутки, к наркотикам приобщились еще не все. Согласись, обидно — все вокруг пишут, рассказывают, поют, и даже пляшут, описывая свои наркотические эксперименты и трипы, а ты как дурак лезешь в холодильник за банальным пивом и мечтаешь о том, чтоб и оно открывало окно в мир поющих единорогов и летающих желтых подводных лодок. Но пиво не расширяет сознание, и пиво не приносит галлюцинации на блюдечке с флуоресцентной каемочкой. Даже если смешать его с шампанским Krug Grande Cuve за четыреста евро.
И вот тут на выручку обывателю приходят фильмы, просмотр которых приравнивается к приему лошадиной дозы зелья. Забавно, но при всем буйстве и расцвете наркотической темы в кино, фильмов, которые бы реально преподносили зрителю психоделическое или галлюцинаторное переживание не так уж и много, считанные единицы.
Трип — The Trip (1967)
Первый масштабный опыт переноса наркотического экспириенса на пленку произошел в рамках фильма категории «B» — то есть кино предназначалось для жителей неблагополучных районов, ночующих в грайндхаусовых кинотеатрах-тараканниках. Создал его апостол киносвалок Роджер Корман вместе с автором сценария Джеком Николсоном. Да-да, тот еще Николсон! Личный опыт у Кормана и Николсона в наркотической сфере был завидный, и момент выбран что надо — 1967, Лето любви, бурный рост кислотной и конопляной дистрибьюции в гниющих буржуазных странах.
В «Трипе» есть какое-то подобие сюжета: удрученный личными неурядицами персонаж Питера Фонды находит утешение в ЛСД. Показ богатого и красочного кислотного мира является главной заманухой фильма, вот только совсем игрушечные спецэффекты тебя разочаруют — психотропного компьютера в Голливуде к тому моменту еще не изобрели.
Святая гора — The Holy Mountain (1973)
Монумент из цельного куска сюрреалистического артхауса. Почти двухчасовой непрерывный религиозный глюк режиссера Алехандро Ходоровского. Тонны голых женщин и мужчин, а также трупов, увечий, гениталий, карликов, эзотерических символов и просто забористых геометрических фигур. Снято сочно, красиво, отвратительно и богато — деньги давал менеджер The Beatles, а среди финансистов проекта числились Леннон и Оно, а уж эти рабы творческого труда в кислотах знали толк (хотя Кит Ричардс в своей недавней биографии отмечал, что по части наркотиков Леннон был слаб, и приняв все что было, быстро вырубался). Об ЛСД ближе к концу фильма говорится открытым текстом, но авторы фильма и не скрывали, что актеры получали свою дозу кислоты, чтобы проникнуться режиссерским замыслом. Кино действительно обладает способностью штырить не по-детски, и при этом в качестве побочного эффекта вызывает легкую тошноту. То есть все как положено!
Другие ипостаси — Altered States (1980)
Режиссер Кен Рассел удостоил мир картиной «Другие ипостаси» в то романтичное время, когда фантастика все еще отчаянно пыталась быть научной. По сюжету главный герой использует все возможные психотропные средства, чтобы докопаться до своего подсознания — от шаманских снадобий до изоляционной барокамеры. В награду он получает видения, которые навечно стали мировой классикой галлюцинаций — горящие кресты, многоглазые демоны, парящие рыбины. Кино печальное — сам понимаешь, парящие рыбины еще никого до добра не доводили.
Жидкое небо — Liquid Sky (1982)
Нонсенс высшей категории шизоидности, потайной хит в среде душевнодолбанных видеоманов 80-х. В трехкопеечном арт-хаусе от Славы Цукермана мы наблюдаем пришествие НЛО в нововолновую тусовку Нью-Йорка, где пришельцы охотятся на наркоманов и сексуальных извращенцев. Башню рвет вообще все — и музыка, и атмосфера, и физиономии героев и мысль «люди здесь более инопланетяне, чем сами инопланетяне». Кажется, будто Цукерману не нужны были для фильма ни наркотики, ни деньги — у него имелась какая-то своя, повышенная кислотность в организме.
Обед нагишом — Naked Lunch (1991)
По большому счету у Дэвида Кроненберга каждый второй фильм — эпическая галлюцинация. Одни только «Видеодром» с «Экзистенцией» обладают мощностью бреда в тысячу сивых кобыл. Но «Обед нагишом», как никак, экранизация настольной книги конченного торчка, так что тут потребовалось троекратное старание. Другой бы точно не справился, но Кроненберг легко, даже посмеиваясь разобрался с трипом в страну говорящих жуков.
Страх и ненависть в Лас-Вегасе — Fear and Loathing in Las Vegas (1998)
Самый цитируемый фильм Терри Гильяма. Для наркош это как «Особенности национальной охоты» для пьяниц. Снят по мотивам книги Хантера С. Томпсона, что не книга даже, а репортаж на колесах — во всех смыслах слова «колеса». Показу видений отведено не столь много времени, как в «Святой горе» и «Других ипостасях», но успешно достигнута цель, чтобы главным глюком зритель ощущал самого себя.
Помутнение — A Scanner Darkly (2006)
Без писателя Филиппа Дика этот список чувствовал бы себя сиротой, которого бросили все дилеры. Сомнительная радость экранизировать «Помутнение» досталась режиссеру Ричарду Линклейтеру — зачастую переоцененному, зачастую гениальному. Все до последнего кадра он расписал по патентованному рецепту Филиппа Дика — берем параноидальное раздвоение личности и растворяем под толстой струей наркотиков. Триллер реализован в редком и едком вырвиглазном стиле — то ли киношная мультипликация, то ли мультипликационное кино. С физиономиями Киану Ривза, Роберта Дауни-младшего, Вуди Харрельсона и Вайноны Райдер! Все колышется и плывет так красиво, и зрителя так колбасит, что отсутствие какого-то действия обнаруживаешь не сразу. Режиссер отменно справился с задачей погрузить зрителя в кислоту, но не жди забав и приключений — развлечений в кислоте негусто.
Вход в пустоту — Enter the Void (2009)
И, наконец, картина Гаспара Ноэ («Необратимость») о прогулках наркотической души на границе между миром живых и мертвых, причем все это — в развратных неоновых кварталах Токио. Снято неописуемо изысканно (от первого лица!), изобилует теплым ламповым наркотическим светом и затягивает в трип с первой секунды даже клинического трезвенника. В целом несколько напоминает замедленную версию клипа “Smack My Bitch Up” ВИА The Prodigy. «Вход в пустоту» мог бы стать величайшим кинематографическим трипом в истории человечества, но его испортил слишком щедрый хронометраж и назойливо зацикленный монтаж. Бесконечные дежавю и флэшбэки добьют зрителя раньше, чем психоделики: до финала в стиле софт-порно досиживают немногие.